* * *
Маркетинг затрагивает жизнь каждого из нас. Это процесс, в ходе которого разрабатываются и предоставляются в распоряжение людей товары и услуги, обеспечивающие определенный уровень жизни и, который включает в себя множество самых разнообразных видов деятельности.
Многие путают маркетинг с коммерческими усилиями по сбыту какого-то определенного товара или услуги, тогда как на самом деле он сочетает в себе несколько видов деятельности, направленных на выявление, обслуживание, удовлетворение нужд потребителя для решения целей, стоящих перед организацией.
Вообще, существует великое множество различных определений маркетинга. Например, одно из них звучит так: "Маркетинг - это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, организации, территории и идеи посредством обмена". Чтобы прогнозировать, предвидеть спрос, нужно постоянно изучать потребителей. Это помогает разработать и предлагать им именно то, что они хотят, и в чем у них есть реальная потребность. Чтобы удовлетворить потребителя, нужно соответствовать его ожиданиям по всем параметрам.
Филип Котлер дал другое определение маркетингу: «Маркетинг - есть социальный и управленческий процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей как индивидов, так и групп посредством создания предложения и обмена товаров (идей, услуг и т.д.)". То есть ориентироваться на потребителя, а значит изучать потребности рынка и разрабатывать планы их удовлетворения. При этом товары и услуги - это лишь средства для достижения целей компании, а не сама цель.
Исходя из всего вышесказанного, попробую провести параллели между маркетингом и комедией А.С. Грибоедова «Горе от ума», взяв за основу поведение одного их героев.
* * *
Молчалин! – Кто другой так мирно все уладит!
Там моську вовремя погладит!
Тут в пору карточку вотрет!
Там моську вовремя погладит!
Тут в пору карточку вотрет!
Действие комедии происходит в доме Павла Афанасьевича Фамусова, богатого уважаемого человека, дворянина. Его дочь Софья – семнадцатилетняя образованная барышня, влюбленная в секретаря своего отца – Алексея Степановича Молчалина. Чем же привлек ее этот молодой человек?
…своей необычностью. Он робок, молчалив, чувствителен, добр, альтруистичен, трудолюбив. Он отличается от других мужчин отсутствием показного стремления к высоким постам, богатству. Но так ли это?
На самом деле у Молчалина есть цель. Он мечтает о высоком положении в обществе, об уважении, он, во что бы то ни стало, хочет дослужиться до «генерала». Но как этого добиться? Для этого у Молчалина выстроен четкий план действий. Он должен продать товар, то есть себя. Свое наступление он веден по нескольким направлениям.
1. Фамусов. Богатый, уважаемый в высшем обществе человек, который ценит в людях только чин и количество денег. Он, определенно, может помочь Молчалину в достижении своих целей. Для этого он должен показать свое трудолюбие, должен угождать ему во всем, показывать свою покорность. Фамусов должен видеть, что Молчалин – это очень перспективный молодой человек.
]«Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья –
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была»[/CENTER
Надо согласиться у него это очень хорошо получалось. Он дает им, то, что они хотят, что ожидают от него, то есть удовлетворяет потребности потребителя.
2. Друзья и знакомые Фамусова, то есть все высшее общество. Дворяне, княгини, князья…богатейшие люди с многочисленными связями. Молчалин пытался угодить каждому – а вдруг, кто заметит, запомнит и поможет!!!!
[CENTER]«Молчалин! – Кто другой так мирно все уладит!
Там моську вовремя погладит!
Тут в пору карточку вотрет!»
И здесь его деятельность, вроде как, имела успех.
Во-первых, угождать всем людям без изъятья –
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была»[/CENTER
Надо согласиться у него это очень хорошо получалось. Он дает им, то, что они хотят, что ожидают от него, то есть удовлетворяет потребности потребителя.
2. Друзья и знакомые Фамусова, то есть все высшее общество. Дворяне, княгини, князья…богатейшие люди с многочисленными связями. Молчалин пытался угодить каждому – а вдруг, кто заметит, запомнит и поможет!!!!
[CENTER]«Молчалин! – Кто другой так мирно все уладит!
Там моську вовремя погладит!
Тут в пору карточку вотрет!»
И здесь его деятельность, вроде как, имела успех.
3. Софья. Идеальный способ повлиять на Фамусова. Женитьба на ней могла лишить Молчалина многих трудностей и проблем, связанных с карьерой.
Софья очень молода, ей хочется любить и быть любимой, ей хочется романтичных отношений. Молчалин понимает это. Он предполагает, какой именно человек может привлечь девушку и играет роль трудолюбивого, чувствительного, романтичного альтруиста, который просто безумно в нее влюблен. План оказался успешным. Софья теряет голову. Товар продан!
И все бы было хорошо. Уверенны, что Молчалин добился бы успеха в достижении поставленной цели, если бы не одна ошибка, которая стоила ему всего. Минутная слабость оказалась губительной.